24 Июн

Творение, поддержание, разрушение Вселенной. Как происходит и какие божества отвечают в разных религиях?

Творение, поддержание и разрушение вселенной
  • Как появилась вселенная с точки зрения Христианства, Мусульманства, Индуизма и др. восточных религий?
  • Что общего в разных писаниях?
  • Есть ли связь научной теории “большого взрыва” и религиозных толкований?
  • Кто такие Брахма, Вишну и Шива?
  • Почему любая теория Вселенной имеет место быть?
  • Что такое “парасаттарка логика” и теория “сришти-дришти-вада”.

В данной статье вы найдете ответы на все эти вопросы.

В мире несколько тысяч религий и духовно-философских школ. В каждой из них, есть своя уникальная теория творения, существования и разрушения Вселенной. Например, согласно Даосизму, Вселенная была сотворена из пустоты (У-цзи, неизвестного, вакуума). После спонтанного появления двух противоположных энергий: Инь и Ян. Их комбинация образовала энергию Ци, в конечном счете так возникло и продолжает быть, все что существует вокруг.

В космологии Буддизма о творении Вселенной говорится, как о неком циклическом процессе, который обусловлен общей кармой живых существ предыдущего цикла. Аналогичным образом, Вселенная разрушается, по причине накопленной дурной кармы живых существ и в следствии того же закона кармы создается снова. Все это обусловлено 4-мя циклами (махакальпами), которые в свою очередь делятся на 4 периода (кальпы): пустоты, формирования, пребывания, разрушения. Здесь можно привести аналогию с 4-мя временами года, и фильмом режиссера Ким Ки Дука  «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Где очень тонко раскрыт закон кармы и цикличность мироздания.

В Сикхизме творение Вселенной приписывают единому Богу, который рассматривается с двух сторон: Ниргун (Абсолют), Саргун (персональный Бог внутри каждого). До Творения Бог был, как Абсолют (без имени и формы), но в процессе творения он начал самовыражаться и разделять себя на имена и формы. Так появился космос и многогранная природа, в которой Бог присутствует внутри каждого живого существа, как личность (Саргун) и как общая коллективная форма (Ниргун), что есть любовь.

В Славянской-мифологии, процесс творения ассоциируют с первородным океаном (хаосом), который  включает в себя 5 стихий: воду, землю, огонь, воздух, пространство. И воспринимается, как состояние бесконечное по времени и пространству, где все стихии являются неразделенными, без формы и порядка. Но в результате творения происходит их разделение и пространство заполняется различными объектами. Разумеется, весь этот процесс осуществляется разумными существами, а именно Богами мира Прави.

В перечисленных теориях, есть как и сходства, так и различия. Из сходного, можно отметить наличие Бога, или некой разумной надстройки над процессом творения. Из отличного – технологию и трактовку процесса творения. Но фактически, не одна из религий или философий, не отрицает наличие, чего-то высшего, запредельного, сверх разумного. Более того, 3 самые популярные и крупные по числу верующих, мировые религии – Христианство (2,3 млрд), Мусульманство (1,5 млрд), Индуизм (1 млрд), всячески аргументируют и доказывают участие Бога в акте творения, поддержания и разрушения Вселенной. Рассмотрим подробней.   

Творение вселенной в Христианстве

Ключевые христианские трактовки о творении Вселенной содержатся в первой и второй главах книги Бытия. В первой главе описывается процесс творения в формате рабочей недели и выходного 7-го дня. Там говорится, что:

  • в первый день, Бог создал землю и небо, свет и воду, отделил тьму от света;
  • на второй день – создал твердь посреди воды, разделил воду между твердью и небом;
  • на третий – растения, сушу, моря;
  • на четвёртый – светила;
  • на пятый – рыб, насекомых и птиц;
  • на шестой – животных, рептилий и человека.

Повествование завершается 3-мя первыми стихами второй главы книги Бытия, где сказано, что Бог-творец:

«почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал, и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (см. Быт. 1:1—2:3).

Во второй главе книги Бытия, рассказывается о создании райского сада и 2-х основных деревьев в нем: Древа жизни и Древа познания добра и зла, о первой заповеди, что была дана человеку – не вкушать плодов от Древа познания добра и зла, там же содержится рассказ о сотворении Евы из ребра Адама.

Концепция творения, что описана в Библии, вызывает немало споров и сомнений у скептиков и представителей религиозных конфессий, которые теоретически более глубоки и логичны. Но здесь стоит учитывать, что Библейский рассказ о творении является больше аллегорическим, чем историческим. То есть, повествует о творении с помощью глубинного языка символов, метафор, параллелизмов, не буквальных интерпретаций и скрытых аналогий с повседневной реальностью.

Также, стоит учитывать, что Библейский рассказ о творении, передает события, как их видели и понимали люди, жившие в древности, потому его точно нельзя воспринимать буквально. При этом, в повествование заложен один ключевой смысл – происхождении земли, космоса, человечества от Бога, без акцента на научных деталях процесса творения.

Известный христианский святой Августин еще в V веке, в своем произведении «Буквальная интерпретация Бытия» (De Genesi ad literam), писал что библейские тексты не должны пониматься буквально, если это входит в противоречие с тем, что известно науке, и других религиях.

«В Писании рассматриваются вопросы веры. Если кто-либо, не понимая способов божественного красноречия, находит нечто по поводу этих вопросов (о физическом мире) в наших книгах или узнаёт то же самое из других книг, таким образом, что это представляется не соответствующим пониманию его собственных рациональных способностей, пусть верит, что эти дополнительные вопросы (о физическом мире) никоим образом не необходимы в наставлениях или изложениях или предсказаниях Писания. Короче говоря, нужно сказать, что наши авторы знали истину о сущности небес, а намерением Духа Божия, который говорил через них, не было учить людей чему-либо, что не может быть использовано для их спасения»

(с) Святой Августин

Творение Вселенной в Мусульманстве

Исламская концепция творения Вселенной очень схожа с христианской за исключением того, что Ислам отвергает идею 7-го дня отдыха, который в Библии обоснован сообщением, что Господь отдыхал на 7-мой день от трудов по сотворению мира, но днем отдыха  у мусульман считается пятница. Однако приписывать качества усталости Всемогущему и ни с кем не сравнимому Богу не приемлемо в Исламе и считается кощунством. Так, согласно Корану:

«Аллах сотворил небеса и землю за шесть дней, по Своему временному отсчету, и установил  Свою совершенную власть. Он закрывает ночью день, которые непрестанно сменяют друг друга согласно Его порядку. Аллах сотворил солнце, луну и звезды, что подчинены Его власти и движущиеся по воле Его. Аллаху Единому принадлежит творение всего и власть над всем. Благословен Аллах, Господь миров, всех обитателей и всего, что в них!»

(с) (сура «Преграды», аят 54).

Однако, на первый взгляд космология Ислама и Коранический взгляд на Вселенную, так же как и Библейские, очень далеки от современных научных открытий. Там нету каких-либо точных упоминаний о звездах, галактиках, квазарах и пустом пространстве. А все данные, связанные с мироустройством и астрономией, которые есть в Коране и сопутствующих писаниях, ставятся под сомнение учеными и скептиками. Например:

Посланник Аллаха спросил: «Знаете ли вы, каково расстояние между небом и землей?»

Они ответили: «Не знаем».

Он сказал: «Расстояние между ними семьдесят один, семьдесят два или семьдесят три года. Между двумя небесами такое же расстояние. Над седьмым небом есть море, расстояние между его поверхностью и дном такое же, как между двумя небесами. Над этим стоят восемь горных козлов, расстояние от их копыт до макушек такое же, как и расстояние между двумя небесами. Затем над всем этим находится Всевышний Аллах».

(с) Сунан Абу Дауда, 2:475

То есть, описаны некие абстрактные величины, которые не имеют отношение к современной науке. Поэтому, считается, что большинство коранических изречений об устройстве Вселенной, следует воспринимать символически и аллегорически. Нужно помнить о том, что цель исламских текстов не в том, чтобы описать процессы творения, а в том, чтобы пробудить веру и соединить ищущего с Богом. Это тот случай, когда суть во много крат важнее содержания.

Хотя, в некоторых статьях об Исламе, можно найти утверждения о соответствии научных открытий с данными Корана. Например, автор статьи “Коран о сотворении Вселенной” ассоциирует теорию Большого взрыва с данным утверждением Корана, намекая что Большой взрыв разделил небо и землю:

«Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым, и что Мы разделили их» (сура 21 «Пророки», аят 30).

Творение вселенной в Индуизме

Процесс творения, поддержания и разрушения вселенной очень глубоко и во всех деталях описан в Индуизме и сопутствующих Ведических писаниях.  Есть 3 главные божества индусского пантеона – Брахма (творит Вселенную), Вишну (поддерживает), Шива (разрушает). У каждого из этих божеств есть свои супруги (Сарасвати, Лакшми и Парвати), то есть энергии, которые помогают им разворачивать акт творения. Таким образом, Брахма творец – творит нашу Вселенную, Вишну созидатель поддерживает, Шива разрушитель – избавляет от ненужного и в конечно итоге разрушает.

Согласно Шримад Бхагаватам (3.8.14 — 16), Брахма рожден из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в начале акта сотворения материальной Вселенной. Согласно легенде, Брахма родился в воде, в которую Вишну вложил семя, позже превратившееся в золотое яйцо, своего рода космический зародыш, из этого золотого яйца, Брахма был рождён как Хираньягарбха, начал формировать и расширять нашу Вселенную.

Вскоре, после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати, прародителей человечества. В «Ману-самхите» они перечислены по именам: Атри, Маричи, Пуластья, Ангирас, Васиштха, Бхригу, Пулаха, Крату, Дакша, и Нарада. Также говорится, что Брахма сотворил семь великих мудрецов Саптариши, которые до сих пор помогают ему в сотворении Вселенной и являются создателями множества живых существ, растений, химических элементов и природных процессов.

3-D модель Вселенной согласно Шримад Бхагаватам

Космология Шримад Бхагаватам (Фильм «Тайны Священной Вселенной»)

В Индуизме и его ответвлениях существует колоссальных пласт знаний, связанных с творением Вселенной. Апофеозом, квинтэссенцией этого, является философия Адвайта Веданты и 3 ее философских теории творения, что описывают картину мира исходя из уровня восприятия, каждой отдельной личности:  

  1. «Сришти-дришти-вада» теория постепенного творения Вселенной. На этой теории основана классическая наука и большинство религиозных толкований, где есть Бог творец, начальная точка и некий акт творения. Также, существует стрела времени, направленная из прошлого через настоящее в будущее. Вселенная развивается от низкого уровня энтропии к высшему, от высокой степени упорядоченности к хаосу.
  2. «Дришти-сришти-вада» – теория мгновенного творения Вселенной. Эту теорию можно сравнить с постулатами квантовой физики, исходя из которых Вселенная твориться и материализуется мгновенно в соответствии с состоянием сознания каждого отдельного наблюдателя. При этом, данная теория предполагает, что наблюдатель находиться в суперпозиции и способен сам выбирать тот вариант вселенной, который его устраивает.
  3. «Аджата-вада» теория не творения или не причинности. Согласно ей, нет и никогда не было творения Вселенной, она существует постоянно и одновременно, то есть, нет ни начала, ни конца, ни прошлого, ни будущего, есть только настоящий момент. Лишь несовершенство нашего восприятия склоняет нас видеть прошлое или будущее, задумываться о творении и разрушении. На самом же деле, согласно этой теории Вселенная и существует и не существует одновременно.

Джата-вада считается высшей теорией, а теория постепенного творения (Сришти-дришти-вада) низшей. Все 3 теории, подобно матрешкам входят одна в другую. Теория «сришти дришта вада» составная часть теории «дришти сришти вада», обе они входят в теорию «аджата вада». Это как математика, арифметика и алгебра. Подробней о ведической теории творения Вселенной слушайте в лекциях мастера йоги Свами Вишнудеванда Гири:

Парасаттарка-логика в действии — Свами Вишну Дэв

Четыре типа мышления. Свами Вишнудевананда Гири

А также читайте в трактате Мастера “Парасаттарка-логика” на сайте русскоязычных последователей Индуизма, традиции Санатана Дхармы.  

Примечание: парасаттарка логика это способность оперировать категориями, которые выходят за рамки общепринятых понятий пространства, времени, причинности и т. д. Она является «иррациональной», «нереальной», «чудом» с точки зрения обычной логики. Можно сравнить с нынешней математикой, где параллельно с классической логикой есть разные неклассические виды логики, где возможны понятия «ложности», «истинности», а также «вероятности», где допускаются бесконечность возможных вариантов значений и решений. Считаются, что парасаттаркой логикой и парадоксальным стилем мышления оперируют святые, махасиддхи и высшее божественные существа.

Вывод: даже самая ненаучная и противоречивая теория творения Вселенной имеет право на существование. Как минимум, там могут быть завуалированные скрытые смыслы, которые впоследствии могут стать основной для научных аксиом. А с точки зрения парасаттарка-логики, данный вариант творения мог существовать в одной из Параллельных вселенных, которых существует великое множество вокруг и внутри нашего тела. Вот что, один из сыновей Брахмы Васиштха, говорит на эту тему в фундаментальном священном тексте “Йога-Васиштхи”.

«После космического разрушения и до восхода новой эпохи, вся объективная вселенная находилась в состоянии полного равновесия. Тогда было только высшее существо, бог, вечное, нерожденное, всемогущее, полное собственного света, кто есть все. Он вне концепций и вне описаний, хотя его по-разному называют Атман и т.д., но все эти названия – только различные точки зрения, а не истина. Он существует, но он не воспринимается миром, он обитает в теле, и в то же время далеко. Из него появляются бесчетные божества подобные Вишну и другим, также как бесчетные лучи света исходят из солнца; из него проявляются бесконечные миры, как волны появляются на поверхности океана.

Он есть космическое сознание, в которое входят бесконечные объекты восприятия. Он есть свет, в котором сияет мир и личность. Он предопределяет для каждого сотворенного существа присущую ему характерную природу. В нем миры появляются и пропадают, как мираж может появляться и пропадать раз за разом. Его форма (мир) пропадает, но его суть остается неизменной. Он живет во всем. Он прячется и он переполняет. Только своим присутствием он оживляет этот инертный материальные мир и его обитателей. Своим вездесущим всемогущим всеведением он материализует свои мысли.

Это высшее сознание может быть понято, О Рама, только мудростью и ничем другим, – и уж совсем не напряженными религиозными практиками. Это сознание, высшее Я, ни далеко и ни близко; оно ни недостижимо и ни в отдаленных местах – это то, что в самом себе кажется ощущением блаженства, и потому оно осознается в себе.»

(с)Йога Васиштха

Друзья, спасибо за внимание, ставьте лайк и делайте репост на благо мироздания и всех живых существ! Да прибудет с вами единство всех религий, где любая теория творения Вселенной имеет право на существование, принимается без скепсиса и с уважением!

Эра Единства