Кашмирский шиваизм | Основы кашмирского шиваизма

Название: Кашмирский шиваизм (штата Кашмир)
Время возникновения: VIII-IX век
Священные тексты: Шива-сутры, Спанда-карика и Виджняна Бхайрав Тантра

Сознание для кашмирских шиваистов является единственной реальностью, в которой между феноменальным миром и Богом есть только иллюзорное восприятие дуальности человеком, в отличиe от адвайты-веданты, где мир есть только иллюзия.

Система Кашмирского шиваизма базируется на тантрическом знании, которое было утеряно ещё к началу Кали-юги, тогда Шива принял форму Шриканты на вершине горы Кайлаш, где он, частично воплотившись в риши Дурвасу, передал ему тантрическое знание, включая абхеду, бхедабхеду и бхеду, как это описано в Бхайрава-тантре, Рудра-тантре и Шива-тантре. Тщетно искал Дурваса достойных учеников для передачи сокровенного знания, мысленным усилием он сотворил трёх сыновей, старшему Триамбаке передал и повелел распространять монистическую абхеду, что известно теперь как Кашмирский шиваизм.

Ключевое понятие кашмирского шиваизма: Ануттара — «Высшее», «Изначальное», «Непревзойденная действительность» — единая основа мироздания.  В действительности существует лишь высшее Сознание, которое носит название Ануттара, проявляющееся в динамическом взаимодействии (спанда) двух образов Единого — пракаши (света Сознания) и вимарши (силы самосознания, отражения) — или Шивы и Шакти. Практикующий осознаёт себя как неотделимое от высшего Сознания (поэтому метод называется пратьябхиджня — «узнавание») и видит мир как игру (чидвиласа) Единого. Подобное состояние сознания вызывается исключительно доброй волей Шивы (ануграха — «милость») — спонтанно, но предусмотрен и постепенный путь, ведущий также к конечному осознанию Единства и блаженству.