Пресветарианство течение кальвинизма

Название: Пресветарианство («старший»)
Время возникновения: XVI век

Протестантская конфессия возникла в Шотландии и Англии в конце XVI века. По сути пресвитериане являются последователями протестантских церквей кальвинистской ориентации.

Пресвитериане отвергали церковную централизацию и епископат, боролись против католицизма и англиканства. Идеологически пресвитериане составляли умеренное крыло пуританизма.

На первом этапе Английской революции пресвитериане обладали большинством в парламенте и были по сути правящей партией. В стремлении превратить пресвитерианство в государственную религию пресвитериане выступали за признание разработанного ими Вестминстерского исповедания символом веры всех английских протестантов.

Вероучение пресвитериан основывается на неискоренимой греховности человека и на представлении спасения как ничем не заслуженной и предопределенной божьей благодати. В силу ограниченности человека и его неспособности постичь Бога через реальный мир исключительное значение в пресвитерианстве имеет божественное откровение, выраженное через Священное писание.

Культ и обрядность пресвитериан предельно просты. Католическое и англиканское прелатство заменено системой прелатства с ослабленной административностью и централизацией. Церковная демократия выражается в выборности пресвитеров и проповедников, которые составляют консисторию общины.

Доктриной и организацией пресвитериане наиболее близки реформатству.

Кроме Великобритании пресвитерианские церкви существуют в континентальной Европе и бывших английских колониях, особенно в США.

Доктрина и организация пресвитерианства

Основы пресвитерианского вероучения изложены в Вестминстерском вероучении 1647 г. Помимо общих для всех кальвинистских церквей догматов о божественном предопределении и спасении через веру, пресвитерианство отличается повышенным вниманием к крещению как вступлению в сообщество верующих, особенным значением, придаваемым групповому пению псалмов, общим причастием как для духовенства, так и для мирян. Пресвитериане отрицают необходимость посредничества церкви между верующим и Богом, а также канонизацию святых и церковные таинства, кроме крещения и причастия, причем отрицается реальное присутствие Иисуса Христа в хлебе и вине, которым совершается обряд причастия. Обрядовая жизнь сводится к молитвам, проповеди пастора, пению псалмов. Браки благословляются на дому, над умершими на дому прочитывается молитва. Отменены литургии и все католические праздники, кроме воскресенья. Также не практикуется коленопреклонение при причастии. В богослужении отсутствует литургия и пышные облачения священников. Большое значение имеют проповеди, особенно воскресные. Пресвитериане уделяют повышенное внимание образованию и постоянному изучению Святого Писания, теологических сочинений и пресвитерианской доктрины, сформулированной в символах веры и катехизисах.

В организационном плане базовой ячейкой церкви является церковный приход, управляемый конгрегацией (или сессией), в состав которой входят пасторы, ответственные за богослужения, организацию таинств и обучение, а также выборные из состава прихожан мирские «старейшины». В обязанности конгрегаций входят также организация общественных работ и благотворительность. Несколько конгрегаций объединяются в пресвитерии, в которые также наряду с церковнослужителями входят и авторитетные миряне, избираемые конгрегациями. Пресвитерии посылают своих представителей на проходящие регулярно генеральные ассамблеи (или генеральные синоды) пресвитерианских церквей. Генеральные ассамблеи обладают правом законотворчества в церковных вопросах и одновременно являются высшей судебной инстанцией по церковному праву. В некоторых странах (Канада, Австралия, США) промежуточным звеном между пресвитериями и генеральной ассамблеей являются синоды. Отличием пресвитерианской организации церкви является отсутствие епископов.