Зороастризм Религия | Зороастризм кратко | Заратустра

Название: Зороастризм («Благая вера почитания Мудрого»)
Время возникновения: I-II тысячелетие до н.э
Основатель: Заратустра
Священные тексты: Авеста

Очевидно, что зороастризм, будучи одним из наиболее древних верований, в свое время повлиял и на митраизм, и на иудаизм, и на христианство. «Заратустра первым увидел в борьбе добра и зла тот главный рычаг, управляющий движением вещей», — так писал философ Фридрих Ницше в своей книге «Так говорил Заратустра».

Давным-давно, еще до рождения Иисуса Христа, в далекой Персии, которая находилась на территории нынешнего Восточного Ирана, появился бродячий проповедник по имени Заратуштра. Он объявил себя пророком Ахура Мазды — великого бога света. Став к двадцати годам идеальным священником, воином и скотоводом, он, опираясь на откровение, полученное от бога добра Ахура Мазды, создал учение, которое позднее было записано в священной книге — Авесте.

Сперва учение Заратуштры не получило признания на его родине, и он был вынужден много странствовать: места, которые он посетил, лежат на территории современных Афганистана, Пакистана и Киргизии. Впоследствии проповедник обрел пристанище в стране правителя Виштаспы, и вскоре зороастризм стал государственной религией персидских империй, распространившись по территории всего Западного Ирана. И сегодня вера в Ахура Мазду и в его пророка Заратуштру продолжает жить в сердцах верующих Ирана и Индии.

Краеугольным камнем зороастризма считается вера в бога добра Ахура Мазду — мудрого Господа и благого творца. Когда-то, давным-давно, Ахура Мазда и злой дух Ахриман боролись друг против друга. Сперва Ахура Мазда создал свет и тепло, но Ахриман в ответ ниспроверг на землю тьму и холод. Их борьба продолжается и по сей день: она уже близится к своему апогею. Приверженцы зороастризма считают, что вскоре на землю придет потомок Заратустры, и свет и добро восторжествуют, а силы зла покинут этот мир.

И по сей день главный принцип зороастризма — это борьба не сводимых друг к другу противоположностей. По мнению зороастрийцев, мир — это поле битвы двух божеств, Ашу (вселенского закона добра), и Друдж (зла и разрушения). Соответственно, люди также делятся на сторонников сил добра и сил зла (ашаванов и друджеантов). Впрочем, человеку всегда отводилось центральное место в зороастризме. По нормам этой религии праведник должен прилагать все усилия для того, чтобы уменьшить количество зла в зримом мире. А чтобы победить тьму в себе, верующему предписывается содержать в чистоте тело и душу. Приверженец зороастризма должен быть примерным семьянином и гражданином, избегать греха и скверны, и стремиться к добру и благу.

Священный огонь является главным атрибутом всех ритуалов зороастризма. Будучи зримым воплощением Бога и животворным источником света и тепла, он пользуется величайшим уважением со стороны верующих. В некоторых храмах, которые так и зовутся — «храмами огня», огонь горит на протяжении нескольких столетий и даже тысячелетий. Возможно, именно потому зороастрийцев иногда величают «огнепоклонниками».

Впрочем, благостен не только огонь как таковой: приверженцы зороастризма убеждены в священной неприкосновенности всех четырех стихий (огня, воды, воздуха и земли), и потому до сих пор предпочитают не погребать тела почивших в земле, а оставлять их на вершинах высоких башен — дахм. Впрочем, на сегодняшний день умерших хоронят и в бетонируемых склепах: главное, чтобы тело покойника не соприкасалось с землей или водой.

Так или иначе, на сегодняшний день зороастризм продолжает оставаться религией, которую выбирают люди, стремящиеся к нравственному и духовному росту. Сегодня зороастризм является не столько религией, сколько путем к самосовершенствованию. Истинный зороастриец всегда следует благим мыслям, благим словам и благим деяниям — ведь они помогают делать этот мир чище и лучше.