Перфекционизм | Перфекционизм значение и суть

Название: Перфекционизм («совершенство»)

Перфекционизм – христианское учение о возможности достижения человеком совершенства в земной жизни, а также убеждение в том, что совершенствование, как собственное, так и других людей, является той целью, к которой должен стремиться человек.

Предполагается, что искомое совершенство включает, прежде всего, добродетели, а также развитие присущих человеку талантов и дарований. Как целостная антропологическая концепция перфекционизма возникает в Новое время в католицизме и протестантизме «второй волны», хотя сами его сторонники находили обоснование своей позиции еще у Отцов церкви. Представители перфекционизма иногда считают, что совершенствование человека является не только его нравственной задачей, но и смыслом человеческой истории.

Элементы перфекционизма присутствуют в квиетизме, основа теологии которого – учение об абсолютном покое, безмятежном, пассивном существовании человеческой души, у ранних квакеров (религиозно-мистическое движение протестантского происхождения, возникшее среди английских диссентеров в середине XVII в.) и отдельных пиетистов. Однако наиболее последовательное развитие перфекционизм получает в уэслианско-методистской традиции.

Согласно учению Дж. Уэсли, для человека возможно полностью освободиться от добровольного греха еще в земной жизни (так называемое полное освящение). Это состояние полного освящения даруется Святым Духом и обретается душой человека через акт веры, а потому происходит мгновенно. Но, в отличие от оправдания, христианское совершенство требует аскетических усилий в течение всей жизни, обратимо и может быть утрачено. В XIX в. методистский перфекционизм получил дальнейшее развитие в теологии Движения святости в США и ряде других стран, а затем и Движения святости подвергались критике большинством протестантов, которые восприняли их как духовный самообман, недооценивающий всемогущество Бога и греховность человека.

Неортодоксальные разновидности перфекционизма, часто основанные на дуалистическом мировоззрении, проповедовались рядом групп (Братья свободного духа, рантеры), полагающих, что греха не существует.

К сторонникам перфекционизма можно отнести Г. В. Лейбница, А. Шефтсбери, М. А. Кондорсе, X. Вольфа, И. Канта, В. Паули и других учёных.

О совершенствовании человека говорят также концепции, развивающие идею сверхчеловека (Ф. Ницше, и сторонники марксизма, однако при этом все они предлагают такие средства достижения данной цели, с которыми ортодоксальные перфекционисты никогда бы не согласились).

Также для этого течения много сделал Леонардо Да Винчи, например, на его картине «Витрувианский человек» изображены идеальные пропорции мужского тела.

В искусстве под перфекционизмом понимается стремление к предельному совершенству художественного творчества.