Тхеравада Буддизм | Коротко о тхераваде | Типитака

Название: Тхеравада («учение старейших»)
Время возникновения: 250 г. до н. э
Священные тексты: Типитака

Тхеравада — старейшая сохранившаяся школа буддизма. Эта школа достаточно консервативна, и в целом ближе к раннему буддизму, чем другие существующие буддийские традиции. Многие века именно эта школа являлась доминирующей религиозной традицией в Шри-Ланке и большей части Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд). На сегодняшний день насчитывается около 100 миллионов буддистов тхеравады.

Считается, что Тхеравада сложилась во время Третьего буддийского собора, ок. 250 г. до н. э, в Индии, в правление императора Ашоки.  Тхеравада —самое раннее направление буддизма, созданное учениками Будды сразу после его смерти. Данная школа является одной из самых ортодоксальных в буддизме. Ее последователи с самого начала уделяли большое внимание точности передачи каждого слова и каждого эпизода жизни Будды.

Согласно постулатам тхеравады, как и других направлений буддизма, высшей целью является достижение просветления (нирваны), т. е. вечного блаженства, прерывающего бесконечную цепь перерождений и избавляющего от страданий. Но тхеравардины, в отличие от других буддийских школ, считают Будду исключительно земным существом, поэтому их духовная практика направлена на максимально буквальное следование образу жизни Будды, чтобы, как и он, достичь просветления.
Другое коренное отличие техравады от другой основной школы буддизмамахаяны, заключается в том, что целью тхеравады является достижение личного спасения (нирваны), а цель махаяны — переход в состояние бодхисаттвы, т.е. отказ от личного спасения ради освобождения других живых существ.
Одной из ключевых особенностей тхеравады является значительная роль монашеской общины — сангха. Тхеравадины в сангхе существуют на средства мирян (сбор подаяний), но при этом их община является замкнутой монашеской организацией. Последователи тхеравады считают, что полный отказ от мирской жизни и вступление в монашескую общину являются обязательным условием движения по духовному пути.
Постулаты тхеравады изложены в каноне Типитака (переводится с языка пали как «три корзины»). Согласно преданию, тексты этого канона были написаны на пальмовых листьях и хранились в больших корзинах. Типитака включает:

  • Виная-питака («корзина устава»);
  • Сутта-питака («корзина поучений»);
  • Абхидхамма-питака («корзина толкования учения», или «корзина чистого знания»).

Существуют несколько направлений тхеравады, которые обозначились на третье сангити: ватсипутрия, сарвастивада, вибхаджаявада.

Именно в последнее направление вошли наиболее ортодоксальные последователи тхеравады. Учение вибхаджаявады утвердилось на Шли-Ланке, в результате чего этот остров до сего дня является признанным оплотом тхеравады. Буддизм тхеравады получил также широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии: Бирме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Бангладеше, Вьетнаме. Есть последователи данной школы в Индии и Непале.
Учение тхеравады придерживается нравственного принципа, согласно которому, благие дела являются причиной благих результатов, а дурные дела ведут к дурным результатам. Избавиться от страданий можно, двигаясь по «восьмеричному пути», конечной целью которого является достижение нирваны — высшего освобождения. Учение тхеравады утверждает, что только сам человек ответственен за своё спасение и не зависит при этом от воли высших существ. Тхеравардины признают существование богов, но при этом считают, что те, как и люди, подчинены постоянно процессу перерождений по закону кармы.