Махаяна Буддизм | Кратко о Махаяне | История Махаяны

Название: Махаяна («большая колесница»)
Время возникновения: первые века нашей эры
Основные священные тексты: Сутра Лотоса благого Закона, Сутра видения Чистой  Земли, Сутра Совершенной Мудрости

Махаяна — одно из двух основных направлений буддизма. Иногда махаяну называют «северным буддизмом», так как она получила более широкое распространение именно в северных странах — Китай, Тибет, Япония, Корея.

Махаяна возникла как противопоставление более древнему ортодоксальному направлению буддизма — тхераваде (распространена на Шри-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии). При этом сторонники махаяны утверждали, что они открывают секретные знания учения Будды, которые тайно передавались в течение пяти веков после его смерти.

Одним из основных отличий махаяны от тхеравады является понимание цели буддиста. Тхеравадины считают, что высшая цель — это индивидуальное просветление: следование требованиям восьмеричного пути в монашеской общине (санге), что приведет достижению состояния нирваны — освобождения от страданий. Человек, достигший подобного наивысшего состояния, назывался архатом. По постулатам традиции тхеравады Будда не только стал архатом, но и обрел совершенное знание, чтобы наставлять других на пути к нирване. Тхеравардины считают, что человек не может достичь состояния Будды.
Приверженцы махаяны называют такой подход, направленный на индивидуальное достижение нирваны, эгоистичным. И с их точки зрения, каждый человек может обрести состояние Будды. Идеалом махаяны является не архат, а бодхисаттва (в переводе с санскрта — «существо, стремящееся к просветлению»). Бодхисатвы отказываются от нирваны ради освобождения всех других существ от страданий. Чтобы достичь состояния бодхисатвы, необходим упорный труд и прохождение ряда ступеней:

  • изучение буддийских догматов;
  • психофизическая саморегуляция;
  • совершение деяний в пользу других.

Если согласно учению тхеравады, человек может достичь нирваны только посредством своих усилий, то в приверженцы махаяны считают, что каждый идущий по пути к просветлению может рассчитывать на помощь бодхисаттв.

Большую роль в развитии и распространении махаяны сыграли наставники. Среди наиболее почитаемых учителей: Нагарджуна (III в.), братья Асанга (IV в.) и Васубандху (V в.). Нагарджуна основал школу Мадхъямика («Срединноеучение»), а Асанга и Васубандху развили положения школы Йогачара («Практика йоги»).

Махаяна, как основная школа буддизма, являет собой одну из самых гуманных мировых религий. Идея жертвенности и служения бодхисатв, доступность пути для всех людей, неприятие насилия, веротерпимость, самосовершенствование подтверждают данный тезис. Известно, что в отличие от христианства и мусульманства, в буддизме никогда не велись религиозные войны, а все вопросы соперничества двух главных школ — махаяны и тхеравады решались в форме ученых диспутов. Все это делает буддизм махаяны привлекательным для максимально широкого круга современных людей в виду его созвучности современным гуманитарным ценностям. На конец двадцатого века численность приверженцев махаяны составляла около 140 миллионов человек.